Можно даже сказать, что бальное и аргентинское танго не имеют ничего общего, кроме слова "танго" в названии☝😉 Как утверждает ВИКИ, социальные танцы (англ. Social dance) — в большинстве случаев парные танцы, которыми занимаются преимущественно не для соревнований, а в качестве досуга и обмена положительными эмоциями между партнёрами.
Изначально все танцы так или иначе были социальными – даже те, которые сейчас входят в программу Спортивных Бальных Танцев (за исключением, пожалуй, фокстрота, появление которого связано с Нью-Йоркским шоу "Jardin Danse" Гарри Фокса). Так что, непроходимой границы между ними нет, тем более, что и по социальным танцам сейчас проводятся конкурсы и устраиваются шоу. Но различия имеются, и различия принципиальные! Корни этих различий, видится мне, кроются в самой природе европейцев и североамериканцев, в их страсти все формализовать и стандартизировать, из всего устроить соревнование и шоу.
Приход танго в первом десятилетии двадцатого века определил начало социальных парных танцев в их современном понимании. До него существовали парные танцы с одними и теми же последовательностями шагов, но танго радикально отличался от всего, что было, потому что он ввел понятие импровизации, и это оказало огромное влияние на все сегодняшние социальные танцы. Танец "орильи" – низших слоев общества, был в приличном обществе Буэнос-Айреса совершенно неприемлем. Только популярность танго в Европе, и, особенно, в Париже, сделала его интересным для высших классов Аргентины, и танго был реимпортирован на родину. НО: В одной книге, изданной в Буэнос-Айресе во времена Первой мировой войны, говорилось в введении, что "элегантное танго, как оно танцуется в Париже , не имеет ничего общего с безвкусным, убогим танцем низших классов, живущих в окрестностях Буэнос-Айреса". Очень характерно!
В Старом Свете аргентинское танго было "причесано" в соответствие с европейскими представлениями о танцевании, и первоначальный стиль был безжалостно изменен. Были введены шаги для продвижения по кругу, а соблазнительный характер танго был подавлен быстрым, резким, агрессивным битом ударных инструментов, не использующихся в классическом аргентинском оркестре. Пара больше не смотрела друг на друга, и тлеющая страсть настоящего аргентинского танго была изъята из его соблазнительной природы ради парадного шага в показном, маршеподобном стиле, начисто лишенном интимности. Европейцами были придуманы стандартные фигуры, задан стандартный бит-ритм, танго было введено в программу спортивных бальных танцев. В итоге родился новый танец, в котором практически ничего – от шагов до настроения – не выдает его аргентинского происхождения. Музыка, под которую танцуют аргентинское танго, заметно отличается от музыки бального танго. "Рамка" вместо объятия, совершенно другая стойка, позиция партнеров по отношению друг к другу… Можно даже сказать, что бальное и аргентинское танго не имеют ничего общего, кроме слова "танго" в названии. (К слову: бальное танго стало частью стандарта – европейской, а не латиноамериканской программы СБТ!) И главное, - сама философия бальных (конкурсных) танцев - победа в соревновании - сделала из партнеров двух равноправных "соратников по борьбе", что ведет к унисексу, ведь исполнение заученной схемы под некий стандартный бит-ритм нивелирует ведение-следование. Просто за ненадобностью. Лидер не нужен – каждый знает свою партию. Все "взаимопонимание" сводится к отработке согласованности в выполнении формальных элементов…
Вы думаете, я все еще о танго? Не только!
Танго ввело импровизацию в понятие "социальный танец". Импровизация в парном танце требует разделения ролей – как правило, мужчина – ведущий, женщина, танцуя, следует. Иначе ничего не получится. Должен быть танец Мужчины и Женщины. Это требует от социального танцора владения определенными навыками ведения, а от его партнерши – следования. Скажу больше, от нее часто требуется психологическая ломка всего менталитета современной женщины – ей нужно проявлять внимание, доверять и уступать мужчине, отказаться от тотального контроля всего и вся. А мужчине, к навыкам, – еще и умение брать на себя ответственность за двоих, быть лидером. И от обоих – умение подстраиваться.
Как эти различия между "конкурсным" и "социальным" направлениями проявляются в танце?
Схема, при прочих равных, позволяет "круче навернуть" и чище исполнить. Но не все так просто! Надо отдавать себе отчет, что схема "заточена" под стандартный ритм и, как правило, темп. Изменилась музыка – и схема не работает. Не зря любой сценический танец ставится под определенную музыкальную композицию. В подобном случае "социальная пара" лучше адаптируется под изменившуюся музыку и смотрится в результате гармоничнее. Любой, даже неподготовленный зритель, может легко различить на дискотеке "конкурсных" и "социальных" танцоров – у "конкурсников" стиль танцевания от трека к треку меняется мало, больше "танцевальных атавизмов" - шагов и элементов, не целесообразных в данном случае, не ложащихся на конкретную музыку. Это результат заучивания элементов и схем: мышечные шаблоны – упрямая вещь и обязательно себя проявят! На деле, в танце, это ощущается примерно так: повел девушку на какой-то шаг, а она, "вычислив" по началу предполагаемый элемент, включила стандартную программу… И все! Девушка больше не с тобой! Может, кого и завораживает зрелище работающего хорошо отлаженного манипулятора с ЦПУ в сборочном цехе какого-нибудь завода, но только не меня😆 Или "повел" (как он сам про себя думает!) какой-нибудь кавалер незнакомую партнершу на какую-нибудь "фигуру", а у той в глазах – растерянность. Для нее ведение невнятное, поскольку с "программным обеспечением" данного партнера она не знакома. И вынуждена девушка "импровизировать". Только это не та импровизация, которую она ждала от социального танца! Вот и сменяется недоумение в ее глазах негодованием…
Конечно, непроходимой границы, как уже говорилось, между конкурсным и социальным танцем нет. Бывает, "ведутся действия на чужой территории". Но различия в технике, тонкости и нюансы танцевания, обусловленные, в первую очередь, различиями в расстановке приоритетов, существуют. Ну, а как расставить приоритеты – личное дело каждого.
Ниже, на примере танго можно посмотреть, как далеко может со временем разойтись конкурсный и социальный танец: