О ФОРМЕ и СОДЕРЖАНИИ
(пост о социальных танцах, конечно!😊)
Когда-то, очень давно, еще в бытность нами студентами Московского Авиационного Института, шли мы веселой дружной компанией на какой-то очередной "сейшн" (вечеринку). У кого-то в сумке обещающе стеклянно позвякивало (да, да, "от сессии до сессии живут студенты весело"!), а один товарисч, Андрей, нес торт в картонной коробке, перевязанной красной ленточкой. Красивый такой торт, бисквитный, со всякими разноцветными розочками из крема...
И случилась у нас тогда небольшая дискуссия. Философская. На тему: что важнее, форма или содержание.
В конце жаркой словесной баталии Андрей, до этого молча несший торт, задумчиво подытожил:
- Значит, содержание важнее. Так?
Все:
-Да, да, да... Важнее!
-Ну, тогда... - И Андрей с размаху перевернул коробку с тортом донышком вверх...
😄
Торт мы тогда, конечно, съели. Вкусный был торт. А вот отскребать крем со стенок коробки ложкой было неудобно😆 С тех пор мне противопоставление "формы содержанию" кажется несколько эээ... надуманным😊
Вообще, любая форма есть следствие. Следствие решения тех или иных задач в тех или иных условиях. Жертва, так сказать, обстоятельств. Целесообразность. Т.е., форма всегда отражает содержание. Чтобы понять форму, нужно разобраться в содержании.
Например:
"Эпатажный" стиль современных бальных танцев появился не с появлением конкурсов, как таковых. Поначалу танцевальные конкурсы проводили для людей, танцующих, как бы сейчас сказали, социальные танцы, и по "социальным понятиям". Ценились не выпендрежность, а деликатное и предупредительное отношение к партнеру, гендерное поведение...
Все изменилось с появлением "отборочного тура", когда на паркет стали запускать сразу по 200 пар, и, чтобы попасть в финальные заходы, необходимо было выделиться из толпы любой ценой. Тогда и появились вызывающие костюмы, пафос, гротеск... И ранее парный танец Мужчины и Женщины превратился в экзерсис двух равноправный и, не боюсь этого слова, равно бесполых партнеров, объединенных общей целью: "Все для фронта, все для победы!" Тут не до реверансов! Гендерные различия сведены к формальным штанам у партнера и декольте у партнерши...
Не комильфо!
Тем более обидно, когда конкурсный менталитет привносится в социальные танцы. В конкурсном хастле, я заметил, учат "подаче", вместо того чтобы учить взаимоотношению полов в танце. В Аргентинском танго сегодня активно продвигают конкурсную составляющую... Собственно, к чему это все приводит, наглядно демонстрирует история СБТ🙄 Я бы сказал, людей намеренно или по незнанию/недопониманию вводят в заблуждение, продавая им под видом социального танца конкурсный. А что?! Названия-то - "хастл", "танго" - те же! Содержание разное... Но кто об этом задумывается!
Нет, несомненно, можно найти много общего в формах/движениях/ конкурсного и социального танца. Музыка, человеческое тело... - все то общее, что есть в "содержании", дает похожесть форм. Но есть и различия. И, чем больше их в "содержании", тем принципиальнее различия в "форме".
Чтобы было понятнее: когда я в бассейне плыву брассом по поверхности, мой брасс сильно отличается от того, которым я ныряю. Название одно - "брасс". Форма разная. Тело - одно - мое. Техника похоже-разная. Потому что обтекание тела под водой и на поверхности разные. И стратегия нырка на задержке дыхания на дальность отличается от стратегии заплыва на скорость с возможностью, таки, дышать...
В бассейне разница в технике при заплыве по поверхности и во время нырка видна невооруженным глазом. В танцах бывает все не так однозначно. Если мне нужно победить на конкурсе, оптимальной стратегией будет поставить подходящую схемку и отшлифовать ее до холодного блеска. Вместе с партнершей, которая, естессно, будет знать эту схемку "от и до".
Хорошо. Я, однако, в конкурсах не участвую и схемки не танцую. Мне нравится импровизировать и танцевать с разными барышнями. И, если я случайно воспроизведу в танце последовательность шагов, которую кто-то отшлифовал в качестве схемы, это будет похоже по форме? - Будет! Но внимательный зритель заметит, что мои движения несколько сложнее, чем в схеме, в них присутствует мелкая, часто незаметная глазу моторика, которая позволяет мне быть заблаговременно понятым моей партнершей. Мы ведь с ней схемок не учили! И девочки не ясновидящие, чтобы можно было информировать их о своих наполеоновских планах флюидами😊 Вот и приходится создавать более сложные формы для вящего взаимопонимания и согласия...
Реализация задачи импровизации в паре требует создания новой формы. И эта новая форма сложнее, т.к. сложнее задача. (Да, импровизировать в паре - это вам не бабушкины пирожки трескать... или схемки фигачить!😜)
Кто-то хочет упростить себе задачу (и форму, соответственно, тоже!) и танцевать схемками, но "похоже на социальные танцы"? - Ну, кто же запрещает! Нравится танцевать только со "своими", - танцуйте! Нравится постоянно писать одни и те же "диктанты" вместо "сочинений на свободную тему"? - это ваш выбор! Для таких персонажей в социалке давно название придумали - "недобальнеги". "Недо..." - потому что им и в конкурсные танцы уйти "кишка слаба", и социальщиками они по своей сути не являются. Сложно очень!😄
Почему я сейчас так жестко прошелся по "недобальнегам"?
Потому что постоянно сталкиваюсь с подменой понятий: людей подсаживают на "соревновательную иглу", мотивируя, что это хороший стимул для самосовершенствования. Только... "самосовершенствования" в чем? В конкурсных танцах?
В конкурсных танцах просуживается соответствие стандартной форме. И эта форма является следствием задач и граничных условий, отношения к социальному танцу не имеющих. В социалке другие цели, критерии, менталитет. Другое содержание! И, как следствие, иная форма!
(Кто еще не в курсе, чем по существу отличаются конкурсные и социальные танцы, тут есть совсем кратенькая лекция: https://vk.com/o.kornikov?w=wall6454231_1201%2Fall 😉)
Сегодня в социальных танцах засилье преподов с СБТшным прошлым. Воспроизвести "похоже" социальную форму им большого труда не составляет. Вот только, о содержании социалки задумываются, увы, очень немногие. Большинство "несут в массы" свои бальные представления и бальный менталитет, схемки, поклонение Форме и полное непонимание, чем та или иная форма вызвана...
А что "массы"? Трудно ждать от "человека с улицы", который только-только пришел в социальные танцы, понимания всех этих "тонкостей". Вот, когда человек уже изрядно поварился в социальном котле, понимание приходит. Вместе с осознанием того, сколько времени потрачено, как минимум, не эффективно. Проще говоря, зря!
Но.... се ля ви! Увы! Может быть, теперь кто-нибудь задумается, что важнее, форма или содержание!😉
В начале своего танцевального пути мы все видим Форму. Вопросы - ОТКУДА, КАК и ПОЧЕМУ - приходят, обычно, много позже. Это нормальное свойство человеческой психики: "что вижу, о том и пою". На танцевальных форумах из года в год ломают одни и те же копья - "какой стиль считать аутентичным, а какой нет", и обсуждают какие шаги/движения в каком танце у какого "содрали"😃
Ну, все мы чего-то у кого-то обязательно подсматриваем и сдираем. Без этого не обходится ни один учебный процесс. И все мы, благодаря Матушке-Природе, являемся счастливыми обладателями человеческого тела с его физическими возможностями и ограничениями и способностью совершать те или иные движения. Поэтому незаконность "сдирать" присущие моему телу движения лично я ставлю под сомнение😄
Вопрос в другом: КАК "содрано"! Если танцор музыкален, если его движения (форма) полностью соответствуют музыке (содержание), я первый буду аплодировать этому танцору! Если я вижу, как какой-нибудь "носитель" в кизомбе подсекает девочку, как противника на татами, пытаясь сделать что-то похожее на танго-шаги и демонстрируя полное непонимание ведения и свинское отношение к партнерше, мне очень хочется пригласить девушку к себе в студию и научить быстрому освобождению от захвата с последующими контратакующими ударами в голову😆
Об аутентичности: Возьмем сальсу: там в свое время один танцор выпустил на кассетах обучающий видео-курс, а другой (в другом городе на другом побережье) принял участие в теле-шоу со своей сальсой. И тот, и другой опирались, естессно, на то, что танцевали "парни с нашего двора" - люди вокруг них и до них. И видео-курс, и теле-шоу имели успех, народ начал "сдирать" и танцевать сальсу. Так появились стили сальсы NY и LA. Я даже не буду обсуждать, какой стиль считать аутентичным, а какой нет. У меня вопрос: если танцор (или группа танцоров) дает начало какому-то "стилю" /а кругозор и выбор одного человека всегда ограничен, как могут быть ограничены его физические возможности или вкусовые предпочтения/, будет ли та сальса, которую танцевали в то время "парни из другого двора" с движениями, не вошедшими в видео-курс или шоу, аутентичной?😇 Или, таки, будем считать, что любая форма/движения, соответствующая музыкальному содержанию, аутентична? (Что, собственно, и доказали кубинцы, оформив свой "кубинский" стиль!)
ВЫВОД: Не надо спешить делать выводы, сравнивая формы! Форма имеет смысл, только когда за ней стоит содержание!
Мне буквально на днях ученица задала вопрос: "Почему у меня не получается движение, хотя я стараюсь делать его, как делаешь ты?"
А девушка уже принципам обученная, не первый день у меня занимается! Что я ей ответил? - "Ты принципы знаешь. Попробуй не повторять за мной, а сделать это движение, следуя вот этому, этому и этому принципам!"
Мы все индивидуальны, и копировать кого-то не самая эффективная стратегия. Копировать форму не надо. Надо знать принципы, на которых движение строится, и движение обязательно получится!
Кстати, именно так учился танцевать Танго Аргентино я сам. Я никогда не посещал ни одной танго-школы, не брал уроков у танго-преподов, никого из маэстрос не копировал. Имея опыт сценического танца и классической хореографии, я неплохо разбирался в принципах работы человеческого тела и взаимодействия в паре. А многие годы социального танца дали мне хорошее понимание принципов Ведения-Следования. Я читал статьи, что умные люди про танго пишут, и смотрел видео с танго маэстрос. Анализировал, не ЧТО, а КАК маэстрос делают, думал, делал выводы... К этому немного дисциплины, N-ое количество литров пота и... вуаля, я танцую Аргентинское танго! При понимании содержания, создание формы есть лишь дело техники!😊
На видео: Кто-то из тангеросов узнает знакомые шаги. Но это - форма.
А т.к. форма вполне соответствует содержанию, то это - блюз!☝🏻😄